Сохраните наш Telegram-Бот:
@kizdar_net_sh06noya11bot

"Беспалевный" Telegram-Бот
Пин-код: 0000
@usd_1kzt_bot

Предоплата запрещена!
Где мы сейчас:
Клуб » Попизделка » История Проституции в г. Алматы

История Проституции в г. Алматы

2020 год, 24 Марта, 17:25

Начав писать в теме про улицы Саина и Сейфуллина, пришёл к выводу о том что многое пропустил, нарушил хронологию, а главное понял, чем больше писал, тем большее оставалось недосказанным, и всплывали новые воспоминания. За основу взяты посты из темы про две весёлые упомянутые улицы. Пришлось на этот "скелет" натягивать "мясо" – редактировать, дополнять и углублять тему.

2020 год, 24 Марта, 17:26

Посвящается меняльщицам, тем кто меняет свои ласки на: деньги, шубы, меха, шелка, бриллианты автомобили, удовольствия, продовольствие и прочие жизненные блага.

Начнем рассказ с того, что наш город считается относительно молодым. Историки отсчитывают начало города с 4 февраля 1854 года, когда было принято решение построить военное укрепление Верное. Которое позже станет городом Верным. Верный, до революции так назывался Алматы. Но это вехи истории относящиеся к эпохе определяемой историками как "Новейшая история". На самом деле, с X по I век до нашей эры, на территории современного Алматы историками найдены артефакты указывающие наличие поселений в этих местах. О проституции того времени, на данный момент практически ничего не известно.

Достоверные сведения о селении на месте нынешнего города, относятся к X-XI веку нашей эры. С конца X века нашей эры поселение "Алмату" (именно так, на шагатайском (древнетюркском) назывался Алматы), так вот Алмату находился в пойме реки Талгар. Это в 19 километрах к востоку от нынешнего города Алматы. Раскопки Алмату, в конце нулевых годов, начал академик, археолог Карл Молдахметович Байпаков (к сожалению, уже ушедший от нас в 2018 году). Сотрудники и ученики Карла Молдахметовича, кроме всего прочего, откопали на месте расположения Алмату искуссно вырезанную из дерева фигурку обнажённой женщины и фигуру фаллоса также вырезанную из камня. Находки, в своё время, были широко представлены в сюжетах новостей республиканских и местных каналов. В то время я усиленно просмотрел все сюжеты в интернете касающиеся данных артефактов. Мне была интересна трактовка специалистов-историков их версий о предназначении найденой ими фигурки фаллоса, но этот аспект средства массовой информации деликатно умолчали. Женскую фигуру из дерева, ещё можно списать на душевный порыв резчика, вызванный красотой женского тела или любовными чувствами. Но вот фаллос, недвусмысленно отождествляемый анатомическими деталями и тонкостями искуссной резьбы, до сих пор вызывает у меня неугасаемый вопрос о его предметном предназначении.

Но данные детали имеют к проституции, лишь косвенное значение. Так как каменный фаллос мог иметь частное свойство личной вещи. А женскую фигурку можно рассматривать как произведение искусства. Всё-таки кое-какие детали о проституции того времени удалось отыскать. Наука вцелом, как природа и погода - не признают политических границ. И потому мне интересно было узнать что Шота Руставели, грузинский поэт, художник, дипломат, историк, путешественник, монах и иконописец эпохи татаро-монгольских походов посещал городище Алмату и оставил после себя записи своих странствий. Часть событий из его жизни, сайт Википедия умалчивает. Поэтому коротко придётся рассказать о нём подробнее.

В русскоязычном варианте Википедии его датой рождения стоит 1172 год. Грузинский вариант данного сайта указывает на дату рождения в период 1160-65 гг. Мне в руки попал один из журналов "Техника молодёжи" за 1968 год. В нём была пара статей про Шоту Руставели. Одна статья была про технологию его красок, которыми он писал церковные фрески. Другая, была посвящена его 800-летнему юбилею, с его краткой биографией. Судьба подарила мне возможность быть знакомым с грузинским историком и археологом Шотой Тевтадзе, который мне многое уточнил о жизни Шоты Руставели. По словам Ш. Тевтадзе, Руставели действительно родился в 1168 году. Он происходил из знатного рода, был поэтом, историком, переводчиком, музыкантом, воином и художником. В течении своей жизни овладел одинацатью языками и играл на музкальных инструментах. Первое своё путешествие Шота Руставели совершил в Иркутск. На то время, город там уже был, но официально датой основания Иркутска считается 1661 год. Во время моего пребывания в Иркутске, мне показывали там местную достопримечательность – подземную Церковь X века постройки. Росписи на стенах этой Церкви имели характерные особенности стиля иконописи. Кстати, в одном из мест на стене с фресками была загадочная надпись на грузинском языке. Подобные фрески с такой же надписью я видел в древнейших Храмах Грузии, в Пскове, в Пензе, в Нижнем Новгороде, в Иерусалиме, в Алеппо и в Дамаске. Это при том, что некоторые из перечисленных городов считаются основаными позже описываемых событий.

2020 год, 24 Марта, 17:28

В психиатрии имеется такое понятие, оно называется "Дежа-вю", в переводе с французского, "déjà vu" — уже виденное — психологическое состояние, при котором человек ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации, однако это чувство не связывается с определённым моментом прошлого. Есть советско-американско-польский и американский фильмы с таким названием. Но к данной истории они отношения, можно сказать, не имеют. За исключением того, что в первый фильм, режиссёр набирал в массовку для данной картины, женщин лёгкого поведения из нашего города.

Церковные росписи сделанные в перечисленных городах и виденные в разные времена моего пребывания в разных местах приводили меня в недоумение и в состояния Дежа-вю при посещении Церквей. Как выяснилось позже, росписи в разных городах принадлежат кисти одного мастера, а именно Шоты Руставели. Именно туда он направлялся в свои странствия. Стиль этого иконописца невозможно спутать ни с кем. Кроме того, Шота Руставели написал несколько музыкальных произведений, стихи и поэму "Витязь в тигровой шкуре". В некоторых вариантах перевода упоминается шкура барса, а не тигра. Что вполне допустимо, так как в поэме упоминается Царица Тамара. Русские историки считают её грузинской царицей, а это никто иная, как сакская Царица Томирис. То есть, историческая личность тюркского происхождения. Для тюрков того времени, шкура снежного барса считалась высшей наградой за те или иные подвиги.

Руставский муж, побывав на месте нынешнего Иркутска, пройдя через селение Алмату по Шёлковому пути, расписав Храм на севере – в Нижнем Новгороде, а по пути к нему и в Пензе (тоже город древнее, его даты основания). Шота Руставели принял в Грузии монашеский постриг и отправился босиком в Иерусалим. Там его кисть оставила след росписей на стенах Храма Гроба Господнего. Не найдя в Божьем городе утешения, Шота Руставели отправился на родину в Грузию. Придя в Дамаск, он наполовину успел расписать один из трёх расписанных им Храмов, в столице Сирии, где местные недовольные им жители из зависти подняли народные волнения. Будучи на территории современной Сирии, он также расписал несколько Храмов города Алеппо. Видя недовольство и зависть местных жителей, Шота Руставели уже отправился в Грузию, но по дороге укус змеи стал причиной его быстрой смерти в 88-летнем возрасте. То есть в 1256 году. Похоронен он был в центре Дамаска, и долгое время его могила была утрачена. Но в конце нулевых годов, перед начавшейся войной в Сирии, останки Шоты Руставели были перевезены на родину в Грузию, где нашли вечный покой в Мгвимском монастыре. Уже в XXI веке преподобный иконописец Иосиф (Шота) пречислен к лику святых Грузинской Православной Церковью. Кстати, в современном Алматы увековечена память Шоты Руставели, улицей названной в его честь. Находится она ниже автовокзала "Саяхат".

Правда от здания автовокзала, сейчас уже ничего не осталось, только стоянка автобусов выезающих в другие города, напоминает об этом. Это здание по указанию какого-то бестолкового акима разрушили в 2002 г., превратив в яму то место где стояло это красивое сооружение. Но в 80-х гг. Прошлого века там можно было из 15 проституток выбрать девушку за 3 рубля, а получше и за пять рублей, как раков из произведения М. Жванецкого.

Записи Шоты Руставели о восточном походе на берега Байкала сохранились в архивах Мгвимского монастыря, где Шота в своё время постригся в монахи с именем Иосиф. Эти записи отыскал и переработал известный грузинский писатель и публицист XIX века Илья Чавчавадзе. Как рассказал историк Шота Тевтадзе, у Ильи Чавчавадзе была помошница Ефросинья Пирогова, она никто иная, как внучка знаменитого русского врача-хирурга, ученого и педагога Николая Ивановича Пирогова. После её изгнания из отчего дома за беспутное поведение, она отправилась в Пятигорск где её встретил И. Чавчавадзе и забрал с собой в Грузию. Где они вместе работали с записями сделанными рукой Шоты Руставели.

2020 год, 24 Марта, 17:30

Шота Тевтадзе пересказал мне, в своё время, сведения из этих записей. По его словам, в селении Алмату жило примерно 6 тысяч жителей, большинство из женщин занимались проституцией. То есть, если женского и мужского населения было примерно поровну. Тогда из трёх тысяч женщин, как минимум половина из них, а это 1,5 тысячи женщин, а то и 1,8 тыс. Были проститутками. То есть, удельное количество проституток на одного мужчину, в те времена было больше, чем сейчас. Также, по свидетельству первоисточника, женщины предлагающие свои услуги платных ласк давали знать о своей готовности вступить в интимные отношения следующим образом: Перед своим жилищем они ставили на скамейку или на забор тарелку, на которую клали красное яблоко. Благо, что эти плоды росли в изобилии тогда в окрестностях селения. Некоторые считают, что в Библии, змей преподнёс Еве именно яблоко, как запретный плод искушения с древа познания в Эдеме. После этого, как я представляю, яблоко всё-таки утратило функции афроадизиака. То есть, плода вызывающего сексуальное возбужение. Хотя и первоначально, афродизиаком его можно было считать условно. Тем не менее, дети Адама и Евы, по мере возможности, потребляют этот плод в пищу как простой фрукт. А в нашем городе он особенный, так как дал городу его название. Хотя, насаждения яблонь безбожно истребили в окрестностях нашего города. И теперь у него от яблок осталось, увы к сожалению, только лишь название. Но проститутки селения Алмату, в XII веке, брали плату за свои услуги в основном двумя мерами пшеницы или четырьмя мерами ячменя плюс две меры просо. Мера равна объёму 26,24 литра. Это примерно 39,9 кг пшеницы или 30,4 кг ячменя + 74 кг просо. Согласно выводам историков Е. Бекмаханова, К. Акишева, А. Маргулана: Алмату был разорён и разграблен воинами татаро-монгольских орд в 1220 году.

Других достоверных сведений, более позднего периода средневековья, о селениях в окрестности Алматы очень мало. Хотя, по раскопкам археологов, на месте района Горный Гигант в средние века существовало городище. И по найденным случайно записям в Казанском Университете известно (их автор Абу-Касым Аль-Алмати), что женщины той эпохи, занимавшиеся проституцией носили очень длинные волосы, в которые втыкали гребень. В основании таких гребней было сделано отверстие в форме кости (прямоугольный вырез по середине, с небольшими раздваивающимися по его краям закруглёнными вырезами). Почему-то символ кости, в то время указывал на слияние мужского и женского начал, при продажной любви. Также в одной из частей гребней имелось характерное отверстие, контур которого напоминал яблоко. Цена за услуги того времени, была половина мешка пшеницы. Напомню, это относилось к XV-XVII векам. Только к началу второй половины XIX века началось возрождение нашего города.

Абу-Касым Аль-Алмати (1853-1916) – татарский поэт, писатель, историк, переводчик, исламский священослужитель. Его отец, со своей семьёй, как многие имамы татарской национальности, прибыл в Казахстан в соответствии с царской политикой того времени. После присоединения Казахстана к России в 1732 году, Екатерина II через три года издала указ согласно которому, в Киргиз-Кайсацких землях было поручено населить тамошние земли мусульманскими священнослужителями татарской национальности для укрепления верноподданнических чувств среди местного населения. То есть подводилась идеологическая основа контроля за народом. Этот указ негласно выполнялся на протяжении более чем полутра века. Абу-Касым был сыном имама, прибыв с отцом и другими членами семьи в г. Верный и прожив несколько десятков лет, полюбил этот город. Взяв себе арабское имя Алмати, он вошёл в историю под этим именем. Известные мусульманские учёные выбирают себе имя по месту рождения или проживания, также как например, Аль-Фараби из города Фараб. Аль-Алмати не мало времени уделял истории, многие записи его научных трудов считались уничтожеными крупными пожарами случившимися в Верном в 1900 и 1903 годах. Абу-Касым навсегда покинул Верный после пожара 1900 г. Он уехал на родину учиться в медресе в Казани. Но с 90-х годов прошлого века, благодаря трудам татарстанских историков научное наследие Аль-Алмати постепенно стало отыскиваться в различных уголках Татарстана. Доподлинно известно, что Аль-Алмати сменил шесть мест проживания в Татарстане. Оттуда и стали известны факты о средневековых гребнях и благодаря Аль-Алмати, мы хоть что-то узнали о том времени.

Примерно во времена проживания Аль-Алмати в Верном, продолжается рассказ о событиях той эпохи. Видимо под впечатлением от записей Шоты Руставели об Алмату, именно в это время Ефросинья Пирогова расставшись с Ильёй Чавчавадзе, приехала в Верный к кузине.

2020 год, 24 Марта, 17:33

В нашем городе Верный в XIX веке проституцией занимались основном женщины-вдовы погибших казаков с целью прокормить детей. Жили они в Малой Станице и принимали в тех домах, в которых жили. Таких женщин было не более полутора десятков. Особенно выделялись три женщины: Ефросинья Пирогова, её двоюродная сестра Аглая Глебова и Екатерина Крестова. Пирогова не будучи никогда замужем, родив 3 детей в последствии оставила Аглае Глебовой у которой на тот момент было также трое детей, с которыми её бросил муж и ушел к другой женщине. Позже, Аглая родит ещё двух и вырастит семерых детей. Одного ребенка убьет молнией. Муж Крестовой, Федор погибнет спасая тонущих в Малой Алматинке детей. У самого Федора останется сиротами пять детей. И его жена от безвыходного положения займется проституцией. Все три женщины первыми в нашем городе получили так называемые "жёлтые билеты". Это были специальные удостоверения (с фотографиями! Аж с 1877 года) разрешающие занятия проституцией. Их владелицы обязаны были каждые 40 дней проходить медицинский осмотр. В жёлтые билеты ставились отметки о прохождении медицинского осмотра. Осмотр производился в лазарете, который находился на пересечении улиц Гоголя (тогда ул. Гоголевская) и Зенкова (ул. Первогильдейская) За нарушения сроков обследования, полагалось 40 плетей и 3 месяца карцера. Злостной нарушительницей была Пирогова. Её пороли и садили пять раз. Сам генерал-губернатор Герасим Алексеевич (по другим данным, Ильич) Колпаковский несколько раз приезжал к Пироговой, пытаясь вразумить беспутную женщину.

В тот момент двоюродная сестра Ефросиньи Пироговой, Аглая Глебова жила в Малой Станице. У Аглаи Глебовой была родная сестра Агнесса Хромова. Агнессу в скорости после её замужества бросил муж, Лука Хромов, и Агнесса тоже занялась проституцией. Луку соблазнила Аглая и он стал изменять жене. Высококлассный столяр Лука работал на кожевенном заводе купца Лысова. Агнессе также пришлось растить детей Ефросинии и Аглаи, это при том что она тоже занималась проституцией.

Мне посчастливилось учиться с правнучкой Аглаи Глебовой в одном классе. Говорили что, Юля (имя изменил), моя одноклассница (чисто внешне) полная копия прабабушки. Тогда понимаю мужчин того времени. Нежная, статная и очень спокойно-выдержанная, натуральная пепельно-платиновая блондинка с вьющимися густыми волосами. Редкое, милое, очень женственное создание. Также мне довелось знать правнучек купца Лысова, одна из которых запечатлена в видеосъёмках выложенных на порносайтах в свободном доступе.

Генерал-Губернатор Г. А. Колпаковский был прогрессивно мыслящим человеком и чуть ли не первым в России, кто стал выдавать официальные документы с фотографиями различным категориям граждан, в том числе и паспорта. Проституткам в те времена паспорта не выдавали. Зато выдавали жёлтые билеты и строго следили за отметками в них.

Сейчас, когда решил вспомнить все известные факты касающиеся истории проституции, возле меня лежит карта города Алматы. Эту карту я купил в 2008 году (изданную тогда же). С обратной стороны карты напечатан ПЛАНЪ ГОРОДА ВѢРНОГО 1879 ГОДА, то есть, портрет нашего города, на котором он запечатлён совсем молодым 25-летним городком. Как писал выше, датой основания Верного считается 1854 г. Этот план взят из городского архива и напечатан составителями карты для распространения исторических знаний. Самое интересное, это то, что на месте расположенном ниже нынешнего проспекта Рыскулова (которого тогда вообще не было), между сегодняшними улицами писателя Жансугурова и архитектора Ратушного, где сейчас массив застройки, так вот там был спичечный завод купца 2 гильдии Иванова. А чуть дальше, к северо-востоку, в районе ипподрома, согласно этому плану, находился кожевенный завод купца 2 гильдии Семёна Лысова. Хотя на плане, фамилия написана "ЛИсова". Вторая гильдия купцов соответствует нынешним субъектам малого предпринимательства. Так как взявшись описывать историю города через призму проституции, то повернём в эту сторону. Близость местности к дальнейшему развитию зарождения проспекта Сейфуллина, как очага проституции, здесь слабо мотивированна. А по сему, следует освятить причастность обоих купцов к проституции. Благо, что всплыла новая порция сведений, когда-то услышанная от краеведов. Купец Всеволод Иванов, родился в Тамбовской губернии в семье простых крестьян. Его родители и два старших брата своим трудом умудрились вновь заработать на постройку дома и обзавестись скотиной, после того как у них сгорел весь дом, весь скот и имущество. То есть они были Людьми, на которых держится Россия. Всеволод после пожара стал глубоко верующим человеком и отдалился от своей семьи, после очередного семейного скандала на котором он чётко дал понять, что будет своей долей заработанного богатства делиться с бедняками. Отдалившись от своей родни, он со своей женой стал жить в отдельном доме, честно работая от зари до ночи. Жена, оставшись на домашнем хозяйстве, быстро заскучала и занялась проституцией. Вскоре узнав об этом, он ушёл из дому куда глаза глядят. Легенда гласит: На территории современного Кыргызстана, на берегу озера Иссык-куль в середине XIX века находился православный монастырь, в котором находились мощи святого апостола-евангелиста Марка. Прослышав об этом, именно туда отправился для поклонения Раб Божий Всеволод (крещённый с именем Марк). После достижения цели паломничества, Всеволода на обратном пути ограбили разбойники, которые обитали на юге Казахстана. И идти возвращаться домой было не зачем и средств у него не осталось. Но Бог не оставил своей милостью верующего человека. Господь послал ему женщину, которая увезла его с собой в город Верный. Звали эту женщину Марфа Щеглова. По иронии судьбы, она тоже зарабатывала проституцией. Вот так, уйдя от одной жены, человек обрёл другую – такую же.

2020 год, 24 Марта, 17:48

Занявшись в Верном лесоторговлей, Иванов затем открыл лесопилку. Лес завозился из под Семипалатинска и считался дорогостоящим материалом. Тогда же возник острый спрос на спички, и сам генерал-губернатор Герасим Алексеевич Колпаковский, будучи заядлым курильщиком испытывал нехватку спичек. Всякий раз прося уезжавших и возращавшихся привезти ему спички из других мест. К слову сказать, коробка спичек, в те времена, в Верном стоила 1 рубль 10 копеек. А на три рубля, при экономии, один человек тогда мог прожить целый месяц. Колпаковский пообещал государственные инвестиции тем, кто обеспечит город Верный и окрестности спичками. За дело взялся Всеволод Иванов, у которого на тот момент лесопилка стала приносить меньший доход. И дело пошло. Беднота не могла позволить себе такую роскошь как спички и потому, за 30 копеек покупали тлеющие угли в горшках, их продавали на базаре на Кучугурах. Район Кучугуры назывался от искаженного слова "Кочегары". Он находился в районе пересечения улиц Байтурсынова (Космонавтов) и Кабанбай Батыра (Калинина). Там где Никольский Храм. Тогда его называли Храм Николы на Кучугурах. Название Кочегары-Кучугуры произошло от того, что на рынке возле Никольского Храма тогда продавали ещё и дрова, керосин, саксаул, кизяк (коровий высушенный навоз, также используемый в качестве топлива). Там же жгли костры и продавали тлеющие угли, заменявшие спички беднякам.

Позже, на рынке в Кучугурах стали торговать не только дровами, но и съестным и купец Игорь Шахворостов там открыл чайную. Народу очень нравились крендели за 3 копейки продаваемые к чаю. Называли их "Шаховские кренделя". Кренделя выпекались из муки, которую Игорь Шахворостова покупал у Губайдулина. Дело в том, что Игорь постоянно упрекал своего брата Ивана за его щедрые траты на благотворительность, что и послужило кардинальным разрывом отношений между братьями. В чайной у Никольского Храма, также можно было встретить девиц лёгкого поведения. Настоятель Храма был не доволен тем, что священники и прочие служители Храма часто после богослужений шли в чайную и нанимая блудниц уводили их к себе домой. Это сюда в Верный, сослали того батюшку, который говорил про бордели: "Приём Божественный, цены безбожные". Из докладной записки настоятеля Никольского Храма Схиархимандрита Макария Епископу Верненскому Пимену было ясно: "Священство развратничает с блудницами. "

Епископ Пимен (Белоликов) владел казахским языком и бесплатно занимался с детьми бедняков письмом и арифметикой, а также кормил неимущих. Содержал приют для бродячих кошек и собак. Его Преосвященство призывал проституток не вести себя не подобающим образом в присутственных (общественных) местах. Он говорил: "Работать, работайте, но не надо на людях смуту сеять". Однажды, к Пимену пришли жёны и стали жаловаться на низкий достаток в семьях, вызванный походами мужей в бордель. И просили жёстко наказать блудниц отлучением от Церкви. На что Епископ ответил: "Даже Господь блудниц милует, а я чем лучше Его? ". Но при этом, он умудрился вправить мозги гулящим мужьям. В семьях появился достаток.

Храм Николы на Кучугурах (сейчас это Никольский Храм) был построен в 1877 году. В 1900 году он сгорел. И на его месте немедля, через полгода начали возводить новый Храм. В нашем городе было два замечательных зодчих (архитектора) Андрей Зенков и Поль Гурдэ. Первоначально, Гурдэ и Зенков были друзьями, но потом творческие разногласия свели на нет их многолетнюю дружбу. Позже, в Верный приехал ещё один зодчий Иван Безбородов. Подружившись с Зенковым, он также не долго оставался с ним в дружеских отношениях. Вскоре, Гурдэ и Безбородов стали работать вместе. Кстати, Гурдэ, француз по национальности, был завсегдатаем борделя. В народе его звали "щёголь", за его любовь аристократически красиво одеваться. После пожара в Никольском Храме (говорили, что оставили горящую свечу перед иконой, что мне кажется маловероятным), Гурдэ и Безбородов стали авторами проекта восстанавливаемого Храма. Наследие оставленное творческим тандемом Гурдэ и Безбородова можно наблюдать в центральной части нашего города. Это такие здания как: Здание Олимпийского комитета Сейфуллина- уг. Ул. Богенбай Батыра (Кирова), здание консульства США пр-кт Назарбаева (Фурманова)-уг. Ул. Айтеке Би (Октябрьская), здание медицинского колледжа Кабанбай Батыра (Калинина)-Мауленова (Интернациональная).

2020 год, 24 Марта, 17:51

В начале 80-х ХХ века женщины ещё пользовалась такой деталью туалета как комбинация. Сейчас она совсем вышла из моды. Это было короткие (чаще нейлоновые) платья, надеваемые под обычные платья. Комбинации были обшиты по краям кружевами для украшения. Такие же кружева в виде резных обналичников и гипсовых лепнин на окнах и фасадах красуются на зданиях спроектированных Гурдэ и Безбородовым. Именно это отличало их стиль совместной работы.

С комбинациями был связан один случай: По окончанию Великой Отечественной Войны советские офицеры, которые оставались служить в Германии, находились там с жёнами, и нередко офицерам приходилось бывать с жёнами на банкетах, которые устраивали союзники или советская сторона приглашала союзников с ответным визитом. И вот на таких банкетах советские женщины появлялись в комбинациях приобретамых на завоёванной территории, которые по незнанию использовали как верхние платья. Всему виной были кружева сбивавшие с толку неискушённых советских женщин. Оставалось только посочувствовать офицераму которых, от подобных женских нарядов были проблемы по линии дисциплинарных взысканий.

Гораздо меньше украшений, но не менее специфичным стоит дом купца Головизина на Назарбаева (Фурманова)-Курмангазы. Дом спроектирован Безбородовым и участие Гурдэ в этом проекте почти не прослеживается. Купец Головизин владелец сапожных мастерских, спасший своим бизнесом от разорения купца Лысова, купил этот дом у Ильи Аркадьевича Шахворостова - сводного брата Игоря и Ивана. Правнука Ильи в начале 60-х обвинят в убийстве несколько проституток и это послужит толчком к инфляции в сфере интим-услуг. Но об этом расскажем позже.

Всё тот же купец Головизин, на свои средства откроет медицинскую лабораторию в районе улиц Гоголевская (Гоголя) и Первогильдейская (Зенкова), где проститутки того времни будут проходить обязательный медицинский осмотр каждые 40 дней. Упомянув улицу Гоголя, не много затронем отдельно эту улицу. Первоначально, эта улица именовалась "Штабная", так как на ней находился Штаб Семиреченского Казачьего Войска. В начале ХХ века деревянное здание Штаба сгорит, а новый Штаб будет находиться в Городском Саду (Парк 28-ми Гвардейцев-Панфиловцев). Улица Штабная с тех пор будет называться Гоголевская, в честь казачьего атамана Гоголева. Это был человек обеспечивавший общественный порядок в г. Верном. Фёдор Николаевич Гоголев был неутомимым защитником женщин, как проституток, так и добропорядочных дам. Именно женщины попросили Колпаковского присвоить имя Гоголева данной улице. И только после революции эту улицу назвали по созвучной фамилии украинского писателя.

По иронии судьбы, оба старейших храма в Алматы спроектированы противоборствующими сторонами. Гурдэ и Безбородовым Никольский (1900 г.), а Зенковым Вознесенский кафедральный собор 1905-09 гг. Вознесенский Собор деревянное строение располагается в Парке 28-ми Гвардейцев Панфиловцев. Ходили слухи, что Собор построен без единого гвоздя, что не соответствует действительности. Из сметы расчитанной на постройку Собора (которая подписана рукой А. Зенкова и хранится в городском архиве), явствует, что на стройку истрачено 16 пудов гвоздей. (256 кг. Так как 1 пуд = 16 кг.).

К списку работ Зенкова относятся и такие памятники деревянного зодчества как: Дом Э. Баума (ул. Амангельды 68), Здание уже упомянутого магазина Кызыл Тан и один из корпусов Гидрометслужбы по улице Сейфуллина выше проспекта Абая. Это здание стоит перепендикулярно Сейфуллина слева от входа в здание Института мониторинга окружающей среды и климата.

Бордель в г. Верный с 1860 года, находился по улице Нарынской (сейчас Валиханова) ниже улицы Торговая (Жибек Жолы). В народе его называли "номера", а официально "Доходный дом купца Шахворостова". Чтобы было понятнее, с восточной стороны (со стороны Зеленого Базара) переулок перед магазином "Кызыл Тан". Если идти по этому переулку, от ул. Жибек Жолы к ул. Макатаева, то справа теперь там панельная пятиэтажка (феи в 90-х гг. Часто снимали там квартиры) параллельно ул. Валиханова. Когда народ часто и много ходит в Церковь, то говорят: "Место там намоленное", а в данном случае, по аналогии: "Место там натёртое".

2020 год, 24 Марта, 17:53

Въезд во двор к ней, за магазином, который по нижней северной стороне Жибек Жолы между ул. Пушкина и Кызыл Таном. В доходном доме с улицы Нарынской был трактир. На втором этаже была гостиница, а вот барышни принимали в номерах на первом этаже, вход в которые был со двора. Близость к Базару (он и тогда там был) обеспечивала стабильный доход. Этот бордель сгорел от сигары пьяного клиента в 1877 году. Даже в начале 80-х гг. ХХ века, во времена острого дефицита с жильём, один из жителей этого дома умудрялся сдавать там квартиру из которой сделали бордель.

С 1897 года в Верном был восстановлен бордель на Нарынской улице. Шахворостову помог восстановить бордель спичечный производитель купец Всеволод Иванов. До восстановления постройки "номеров купца Шахворостова", в течении трех лет 1894-97 бордель находился на Жетысуйская. Не удалось точно установить, в каком пересечении улицы находилось это заведение. Ефросинья Пирогова жила на Кучугурах и ходила работать в публичный дом на улице Жетысуйская. Она была самой отчаянной работницей. Кстати это она, узнав от Ильи Чавчавадзе детали жизни путан в селении Алмату, возродила традиции выставлять яблоко на тарелке в знак готовности приёма клиентов. Это сейчас, выставление яблок на тарелках возле домов на пригородных трассах вокруг Алматы, указывает на непосредственную торговлю самими яблоками. А в конце второй половины XIX века, этот символ "искушения" указывал на торговлю плотскими утехами. И кстати, перед входом в номера Шахворостова также ставили табурет с тарелкой, на которую клали красное яблоко. По началу путаны тоже ссорились из-за того, кому бежать за яблоками на близлежащий базар для негласной рекламы своих услуг.

Купец 2-ой гильдии Игорь Григорьевич Шахворостов занимался гостиничным и ресторанным бизнесом. Держал несколько кабаков и трактиров. Самый знаменитый трактир находился на улице Гимназическая (ныне Толе Би) в районе пересечения с нынешней Муратбаева. Там тоже можно было завести барышню "для знакомства на одну ночь". Брат Игоря Григорьевича, Иван Григорьевич также был купцом, торговал бакалеей (крупами и мукой), был большим благотворителем, помогал бедным людям города. Построил две гимназии (мужскую и женскую) для бедных, приют и больницу, за что был награжден грамотой царем Николаем II.

В восстановленном борделе, на Нарынской улице, работало 10-12 барышень. Стоили они тогда один рубль. На такие деньги можно было купить одного живого барана. Корова стоила 2-3 рубля. На эти деньги, семья из трех человек могла прожить 10 дней. Кроме работающего десятка проституток, в запасе было ещё человек пять-семь. То есть, всего было 17 женщин для утех. Работали по переменно. Интересен был национальный состав работниц секс-заведения: 5-6 человек русские и украинки (в основном приезжие из России), одна полька, три казашки, две уйгурки, дунганка, две узбечки, мордвинка и китаянка. Последняя, китаянка, пользовалась особыми спросом и успехом. Её быстро переименовали на русский лад, и стали звать Катей. Катя через три года после свадьбы сбежала от своего мужа купца 2-ой гильдии Мусы Губайдулина, который привез её из Китая, когда ездил туда за товаром. Первоначально, он торговал тканями шелком, льном и хлопком. Так что, по Шелковому Пути привозили иногда не только шёлк, но женщин. Позже Катя выйдет замуж за узбека и станет Кадымгуль Бахромова (имя изменил). Но тоже, вторично замужем будет не долго. Позже, в годы Великой Отечественной Войны, Кадымгуль будет работать на табачном комбинате вместе с моей прабабушкой и станет Героем Социалистического Труда.

Поблизости с тогдашним борделем, Муса Губайдулин торговал тканями в здании магазина Кызыл Тан, о чём свидетельствует мемориальная доска с восточной стороны фасада этого здания. Которое будучи магазином, также является историческим памятником находящимся под охраной государства. В период февральской революции, у Губайдулина сгорит товар, и он станет торговать бакалеей создавая конкуренцию Ивану Шахворостову. Когда Шахворостов поедет в Петербург получать наградную грамоту у царя, у Губайдулина в очередной раз сгорит склад с товарами, на этот раз с крупами, мукой и сахаром. Муса даст телеграмму в Петербург Шахворостову, о том что он разорен. Иван не только приедет с царской грамотой из столицы, но и привезет обоз с крупами и мукой. И тем самым, спасет город от голода. Часть товара продадут через магазин Губайдулина.

Немного упущено информации относительно бани. До революции баню держал уже упоминаемый Игорь Шахворостов. Располагалась она по улице Калдаякова (8 марта) ниже улицы Гоголя. Там также предлагался отдых с девицами в отдельных номерах. После революции баню перенесли чуть ниже, туда, где позже будет табачная фабрика. Проститутку можно было найти у входа в баню - прямо на улице за 3 рубля.

2020 год, 24 Марта, 17:54

После того как сгорел бордель в 1877 году и до появления нового на улице Жетысуйская в 1894 г, Казённый Сад (ЦПКиО им. Горького), являлся излюбленным местом горожан и там нередко можно было найти девиц легкого поведения предлагающих себя по рублю клиентам. Присутственным местом являлся Казённый сад (Парк культуры имени Отдыха Горького), а также Городской (позже Пушкинский) Сад (Парк 28-ми Гвардейцев Панфиловцев). Эти оба парка заложил Эдуард Оттонович Баум. Отчество у него было Оттович, но он просил величать его Оттонович. Замечательный Верненский лесовод, друг И. Мичурина. К Мичурину многие относятся скептически, но в его трудах можно проследить предпосылки создания генетики, генной инженерии, клонирования. Некоторые уже имеют желания заняться сексом с клонированной женщиной. В некоторых источниках, в качестве основателя парка им. Горького, упомянут Григорий Криштопенко. Дело в том, что Криштопенко заложил рощу в виде древесных насаждений. А позже Баум разбил цветники, газоны и спланировал аллеи парка. Им же заложены два пруда, где теперь посетители в летнее время года могут кататься на лодках и катамаранах. Пруды были заложены для поливов насаждений и смягчения жары в летнее время. Так что, Григория Криштопенко и Эдуарда Баума можно считать создателями Парка им. Горького. Э.О. Баум также в городе Верном заложил рощу названую Кавалерийской (там часто ездили на конях и устраивали скачки в отдельные дни), а позже названную его именем.

Девки же облюбовали Казённый Сад, предлагая себя по рублю. Жалобы горожан на блудниц в бывшем парке Горького привели к тому, что из одного детища Баума Казённого Сада (как тогда называли ЦПКиО), проститутки перебрались в другое место, также связанное с этим лесоводом, то есть в Рощу.

Примечательно, что для работы в Кавалерийской Роще дамы лёгкого поведения заказали на кожевенном заводе купца Семёна Лысова серию одинаковых сумок. Сумки были овальной формы с деревянными рёбрами (работа Луки Хромова), и служили опознавтельным знаком извещающим о принадлежности её владелицы к древнейшей профессии. Если верить источникам, на кожевенном заводе было заказано 29 сумок (первая партия). По этому количеству сумок можно судить о численности путан работавших в Роще. Про эти сумки я узнал случайно, ещё детстве, в начале 80-х. Судьба занесла меня в жилой массив частного сектора, который расположен между вокзалом Алматы-2 и БАКом (Большим Алматинским Каналом). Аббревиатуру "БАК", в народе тогда ещё в шутку расшифровывали как Большой Арык Кунаева. Расположение этого жилого массива вблизи Рощи Баума многое объясняло. В этом районе жили несколько семей, у которых сохранились такие сумки от бабушек и прабабушек. Одну из таких сумок я нашёл на помойке, настоящий антиквариат в хорошем состоянии, ценность которого увеличивалась с каждым днём. Мне не позволили оставить этот предмет в квартире и я вынужден был отвезти её на дачу, где она в скоре пропала. За мою жизнь я держал в руках 4-5 сумок этой серии, и во многих из них сохранились жёлтые билеты с фотографиями их владелиц. А в одном из таких раритетов мне попался список женщин, которым в октябре 1907 года требовалось пройти плановый медицинский осмотр. Не поленившись, я переписал этот список: Фекла Метёлкина, Агнесса Хромова, Александра Минина, Александра Рукояткина, Пахомия Кузнецова, Анастасия Рудова (Кошка), Клавдия Матвеева, Клавдия Сереброва, Бахытгуль Абосова, Наталия Молотова. Как мне потом удалось выяснить, Анастасия Рудова всегда носила в сумке кошку. Отсюда у неё и было такое прозвище.

В Роще дамы прогуливались только после предъявления жёлтого билета жандармам. В билетах, как я уже говорил, кроме фотографий и паспортных данных также проверялись отметки о прохождении медицинского осмотра. Генерал-губернатор Г. А. Колпаковский ввёл жёсткий контроль за путанами того времени. Он говорил: "Народ должен отдыхать культурно, а не цеплять всякую заразу с блудницами". Бауму, который сомневался в правильности своих трудов по закладке рощи, Колпаковский говорил:"Хорошее место вы сделали, есть место где непотребным девкам гулять, не смущая добропорядочных граждан".

Э. Баум регулировал насаждения вдоль арыков текущих с гор по многим улицам города. В основном это были тополя. Не даром, долгое время Алма-ата считалась тополинной столицей мира, на ряду с имеющемся первенством насаждений яблоневых деревьев. Ещё он был Председателем Общества Ревнителей Образования. Сейчас эта должность называется, руководитель городского департамента образования.

2020 год, 24 Марта, 17:56

Позже, лесовод Эдуард Баум уедет в Щучинск и его лесохозяйство там, станет базой для создания института лесоводства. Благодаря наработкам Баума и его последователей, с подачи Н. А. Назарбаева появится лесной пояс вокруг Астаны. Кстати, некоторые учёные предрекали Назарбаеву неудачу и бесперспективность этого начинания. В кустах в роще Баума мне приходилось кувыркаться с девушками. Чудесное место, СПАСИБО Эдуарду Оттоновичу!

После революции, в роще Баума застрелили епископа Пимена. Убийца потом упадёт в выгребную (туалетную) яму и захлебнётся в фекалиях. На месте гибели Епископа Пимена в роще Баума вырос мох красного цвета. Ни где более, по всей роще, такого мха нет.

Но не только Эдуард Баум занимался лесоразведением. Сам Герасим Алексеевич Колпаковский поощерял древесные насаждения в городе Верный. В народе у Генерал-губернатора Колпаковского было прозвище "Ведро-Водки". Прозвище было из-за того, что за каждое посаженное в городе дерево он выдавал ведро водки в виде поощерения. А это –ни много, ни мало, а составляет 12,3 литров. Некоторые наверно и сейчас были бы не против заработать выпивку таким образом. Тем более, в таком объёме. Естественно, что при таком способе заработка, возникли факты мошенничества. На Кучугурах в те времена жили братья Буховы, Степан и Фёдор. Жил с ними по соседству Юрий Железнов, который приходился им дальним родственником. Эта троица жившая на Кучугурах, промышляла мелким воровством, временными заработками, азартными играми, организовывала пьянки, драки, а также устривала малое возмущение спокойствия и крупное нарушение порядка переходящее в преступление закона. Так вот эта троица выкапывала уже высаженные деревья в одном месте города и пересаживала в другое. При этом, они требовали положеный за такое деяние декалитр с лишним водки. Именно за этим занятием и застал Губернатор Колпаковский, который каждое утро в шесть часов утра объезжал вверенные ему во владения территории города, с целью выявить спектр, характер и объём работ по наведению порядка. Герасим Алексеевич исполнял обязанности акима города и области. Хотелось бы увидеть ещё, хотя бы одного чиновника на подобной должности, который с шести утра собственной персоной ежедневно объезжает вверенную ему в управление территорию. Сначала он ездил на пролётке запряжённой конём, собственноручно управляя гужевым транспортом. Позже стал ездить с водителем на автомобиле марки "Паккард". В энциклопедиях по истории г. Алматы изданой в 1983 году и переизданой в 1996 г., отмечено что первый автомобиль в городе появился в XX веке, хотя по архивным данным известно, что первый автомобиль проехал по улицам г. Верного в 1870 году.

Проезжая в очередной раз по окраинам родного города, генерал Колпаковский поймал мошенников, незаконно пересаживающих деревья с одного места на другое. Нарушителям, как и проституткам вышедшем на заработки без прохождения очередного медосмотра, было установлено наказание в 40 ударов плетьми каждому. Что в привычном порядке, казаки под командованием урядника Фёдора Казакова выполнили в Городском Саду (Парк Героев-Панфиловцев, в небольшие периоды он назывался Пушкинским Садом 1899-1901 и 1908-1910 гг.). Жизнь кипела в этом Парке постоянно, особенно после возведения Вознесенского кафедрального Собора. Здесь были и народные гуляния, и народные волнения в эпоху революций.

Чтобы действительно заработать на высадке деревьев, нужно было подобно Фёдору Конюхову отправиться пешком в горы Малоалматинского ущелья, выкопать там дикорастущие древесные растения, и пересадить на обочины улиц города. Фёдор Конюхов – троюродный дед своего тёзки, известного российского путешественника. Дед Фёдор Конюхов, живший в Верном, был звонарём Храма Николы на Кучугурах. По открытии Вознесенского Кафедрального Собора в 1907 г., Фёдора перевели туда. После каждого богослужения Фёдор ходил до Бутаковки, выкапывал там дикорастущие тополя и клёны. Мужики, завидев Фёдора несущего новый саженец, перемигивались у него за спиной и хихикая говорили: "Федька к Катьке собрался". Фёдор принося в город саженцы, высаживал их вдоль улиц. Полагающееся вознаграждение Фёдор брал не водкой, а наличными. После чего, с честным заработком шёл в бордель к китаянке Кате (Кадымгуль). У которой был постоянным клиентом. Во многом, наличие Городского Сада обусловлено стараниями Фёдора Конюхова, а вернее, желанием навестить китаянку.

Облагораживание и оформление снесённого квартала, на месте которого вырос Городской Сад, отмечено постройкой Вознесенского Кафедрального Собора. Также Зенковым спроектирован Дом Офицерского Собрания (ныне Музей Национальных Музыкальных Инструментов в Парке Панфиловцев). Одно время, там была гостиница с функцией борделя, было это перед Октябрьской революцией, и некоторое время после неё и конкурировала она с номерами Шахворостова.

2020 год, 24 Марта, 17:57

В юго-западной части парка Героев-Панфиловцев (бывш. Гор. Сад) на месте аллей находятся захоронения достойных людей города Верный. Не далеко от входа в Вознесенский кафедральный Собор установлен гранитный крест-памятник захороненным там людям. Некоторые могут сказать, что весьма кощунственно искать клиентов в тех местах. Что касается меня, то я формулирую так: жизнь и смерть всегда рядом. Без секса нет жизни, а без жизни нет смерти. Тут можно провести не большую аналогию с Монмартром. Монмартр в переводе с французского Гора Мёртвых. Представьте улицу мощенную булыжником поднимающуюся по склону вверх. Слева каменный забор переходящий в парапет. За десяток метров до конца улицы упирающейся в стену, парапет прерывается площадкой с которой влево уходит вниз лестница к могилам кладбища Сен-Женевьев де Буа. Перед стеной в которую упирается мощенная улица находится площадка на которой парижские художники продают картины и рисуют портреты, играют уличные музыканты и тут же стоят проститутки. Напротив спуска на кладбище, на другой стороне этого пятачка жизни расположены пара кафе и магазинчик. По этой же стороне улицы, вниз в обратном направлении серые стены зданий. Вот Вам одно из мест обитания парижских проституток - один из знаменитых уголков Французской столицы. Чем не аналогии с Парком Панфиловцев? Описание Монмартра делал по своим воспоминаниям на середину 90-х. Вероятно сейчас там что-то изменилось. Как говорят французы: Оргазм это маленькая смерть. Возможно при следующих условиях: когда кончаешь куда угодно, кроме как в матку без спирали (или в пробирку в случае донорства). И ещё, видимо имеются в виду, не оплодотворившие яйцеклетку сперматозоиды.

К началу вторго десятилетия XX века в городе начались народные волнения. Это было эхом революционных выступлений 1905 г. В городе появилась подпольная коммунистическая организация. Но волнения начались не только среди людей, потрясения были и в земной коре. Землетрясение случившиеся 28 мая (по старому стилю) 1887 г, разрушило бордель-трактир на нынешней улице Толе Би (Гимназическая) и его быстро восстановили, после чего, он проработал три года и сгорел. Вроде бы, одному из клиентов не понравилось, что барышни стали просить по 5 рублей. И он ночью поджёг это деревянное здание. И это после того, как его вторично восстановили после землетрясения, случившегося в 1889 году 1 июля, поэтому цену пришлось поднять. Ещё одно крупное землетрясение произошло 22 декабря (по старому стилю) 1910 года. На этот раз, ничего не осталось от борделя около магазина Кызыл Тан. Здание магазина выстояло, поскольку было деревянным, а каменное здание борделя по словам очевидцев развалилось до основания. Говорили что данное сооружение больше всего пострадало в Верном, во время того природного катаклизма. Возможно из-за излишнего разврата, ходили слухи, что там также начало развиваться мужеложство. По иронии судьбы, там над входом висел железный полумесяц выкрашенный в голубой цвет. В общем, Голубая Луна, как также называлив народе номера Шахворостова, разделила роль города Гоморра. Яма, которая образовалась на месте разрушевшегося и провалившегося вглубь земли здания, чуть позже быстро заполнилась ливневыми и сточными водами. Обошлось без человеческих жертв, но убыток имел место.

После этого, бордель построили на новом месте – на нынешнем проспекте Достык, в начале ХХ века он назывался проспект Колпаковского. В том месте, где в советские годы был кинотеатр "Искра" сейчас там музей истории г. Алматы и жилкомплекс "Три Богатыря". Построил этот бордель купец 2 гильдии Пугасов. Никита Арсеньевич Пугасов – человек сделавший самого себя. Как сейчас принято говорить: "Self made man", своим трудом создал себе счастливую жизнь. На свои личные доходы он построил пять мостов в нашем городе, через реку Малая Алматинка. На которой у Пугасова находилась мельница. Четыре из восьми казённых мостов разрушатся при землетрясении 1 июля (по старому стилю) 1889 года. И Пугасов их восстановит за свой счёт. И ещё один, как самый необходмый в те времена, он построит в продолжение улицы Карасай батыра (тогда ул. Сельская) в Татарскую Слободу. Этот мост облюбуют проститутки, и в течении трёх лет 1910-13 гг., там будет место встречи клиентов с проститутками. До 80-90-х гг. ХХ века, то место в народе будут называть "Пугасов мост", даже после того, как это деревянное сооружение сгорит в 1941 году и позже его восстановят за казённый счёт. Первое время, чтобы собрать деньги на строительство новых мостов и трёх больниц, в строительстве которых Никита Арсеньевич также принимал участие, проезд через этот мост был платным. С пеших Пугасов деньги за проход по мосту не брал, и проституткам также стоявшим на этом мосту запрещал поднимать цену выше трёх рублей. Одну из проституток (Бахытгуль Абосову), он выгнал с моста за то что та подняла цену. Но подняла она из-за того, что ей необходимо было поднимать выжевшего после тифа ребёнка. Узнав об этом, Никита Арсеньевич дал Бахытгуль деньги на восстановление сил ребёнка, и попросил её работать там за три рубля. После этого, она сделала цену в 1 рубль.

Цена в борделе на проспекте Колпаковского доходила до 5 рублей, но в эту стоимость входила ночь проживания в борделе, трёхразовое питание и посещение общественной бани, которая находилась там же. При доплате 1 рубля клиенты могли пользоваться отдельными банными номерами, в которые можно было приводить проститутку. Напомню, это было в период 1908-16 гг. Этот бордель считался более престижным, по сравнению с номерами Шахворостова.

2020 год, 24 Марта, 17:59

За свой счёт Пугасов ещё обеспечивал детей бедняков учебными предметами и средствами, которых учил Епископ Пимен. Своих работников Пугасов премировал абонементами в бордель Шахворостова. Между купцами был договор, что Пугасов платит за ударников своего производства, а Шахворостов пускает этих передовиков в свой бордель по специальным билетам. Пугасова часто упрекали за потокания разврату, на что он отвечал: "Мужик должен работать с пустыми яйцами и думать о работе; Чем чаще мужик девку "дерёт", тем лучше он работает, так как времени на другие мысли у него не будет". Эти слова мне пересказывали некоторые старожилы, с которыми мне пришлось общаться. Глубокие старики, видя мой интерес к истории щедро делились со мной воспоминаниями. Причём, от разных людей я слышал одинаковые фразы. Думаю, многие мужики мечтали бы иметь такого работодателя каким был Никита Арсеньевич. Также, до революции у Пугасова было спиртовое производство. И это он один производил и поставлял спирт на фронты Первой мировой войны. При производстве спирта, у Пугасова возникла нездоровая конкуренция с заводом купца Шаповалова. На рубеже ХIХ века органическая химия накопила определённый багаж знаний необходимый для очередного революционного прорыва научной мысли. Накопленные знания позволили синтезировать из органических соединений вещества одурманивающего действия. Это в частности, метиловый спирт (ректификат) и эфиры феноксиуксусной кислоты. Как и все одурманивающие вещества, эти соединения также имеют побочные эффекты, вредящие употребляющему их организму. Открытые в начале ХХ века месторождения нефти в Башкортостане, стали сырьевым источником для получения метилового спирта и различных эфиров. Эти вещества уже производились в промышленных масштабах, имели относительно низкую себестоимость и использовались на заводе купца Шаповалова в качестве алкогольной жидкости. Иными словами, Шаповалов производил "палённую" (некачественную) водку. Которую, в конце-концов, отказывались покупать. Отравление метиловым спиртом приводит к разрушению зрительного нерва и к полной потере зрения. Только в XXI веке врачи научились проводить операции по сшиванию зрительного нерва разрушенного ректификатом, для восстановления зрения. А отравление эфирными соединениями органических кислот приводило, в те годы, к летальному исходу. Вот такой вред здоровью наносила "водка" купца Шаповалова. В то время как Пугасов, производил водку на основе спирта из зерна пшеницы в бутылках, на стекле которых стояла фамилия "Пугасовъ". Эти бутылки производились на стекольном заводе в Ташкенте, и представляли предмет охоты со стороны скупщиков стеклотары Шаповаловского завода. Шаповалов стал наливать свою химию в бутылки Пугасова, от чего последний стал нести убытки из-за утраты доверия к своей продукции со стороны покупателей. В очередное отсутствие Пугасова в городе, его управляющий Илья Мягков подговорил рабочих с завода Шаповалова, чтобы те, во время протестов против задержки зарплат подожгли Шаповаловский завод. За это, потом этих рабочих взяли на работу в артель Пугасова. Официально, поводом для волнений на заводе Шаповалова стало отравление производимой продукцией. Нескольких рабочих спасли, Пугасов оплатил им лечение. Но один рабочий умер от суррогатного алкоголя. Вот так было покончено с недобросовестной конкуренцией. Но у Пугасова был и здоровый конкурент – купец Кузнецов, с которым они были в хороших отношениях.

Про водочный завод купца Кузнецова можно рассказать отдельно. Его завод находился в районе улицы Луганского и Восточной Объездной Автодороги (ВОАД). Район завода в те годы был окраиной Татарской слободы (в просторечии Татарки). При заводе были рюмочная и магазин по продаже водки. В конце XIX века туда съезжались со всего города выпить водки. И там появилось место работы проституток. Брали они там по пять рублей. Обслуживание клиентов велось в стогах сена, так как там ещё находился сенокос для лошадей. В то время, при подходе клиента и проститутки к ближайшему стогу сена, было принято задавать вопрос: "Кто дома? ". Чтобы узнать, свободен ли ближайший стог. Но некоторые любители группового секса, иногда забравшись в ближайший стог сена, продолжали молчать и выжидать пока очередная пара не присоединится к ним. Случаи были разные, и бывало что дело доходило до драки, когда в порыве страсти клиенты оказывались в объятиях другой проститутки. При подсказке Пугасова, Кузнецов вскоре построил рядом гостиницу, где до борделя Пугасова она конкурировала с борделем на улице Жетысуйская. На сколько мне известно, эта улица не меняла своего названия с момента её появления. Позднее, на месте завода купца Кузнецова будут пивной и хлебный заводы. Эти два завода окончательно исчезнут во второй половине 2000-х годов. А между тем, в течении нескольких периодов, это место было одним из "злачных пятачков". Не смотря на то, что это был край города, с 50-х до конца 80-х годов ХХ века, здесь продолжали стоять отдельные поститутки проживающие в данном районе. Цена от 3 до 10 рублей в различные годы, при различной ценности денег, никого не отпугивала. В 80-х гг. И вовсе – тут можно было найти варианты и за 1 рубль. Хотя некоторые брали тогда и десятку. Во второй половине 80-х мне доводилось лежать там в больнице (рядом челюстно-лицевая 5 больница), из окон коридора этой больницы можно было видеть девушек стоящих за забором этого стационара. Позже, мне довелось узнать, что за 5 рублей там были варианты даже с анальным сексом. До 12 человек работали в этом месте, в те годы.

2020 год, 24 Марта, 18:00

Во время революции Пугасов всё нажитое потеряет, при этом умудрится избежать репрессий. И во время Великой Отечественной Войны будет работать бригадиром на табачном комбинате, где среди мужской части работников (в основном раненные Красноармейцы), хотел ввести свою систему поощерения. Благо, что проститутки работали здесь же на комбинате. Но времена были уже не те, и эту систему поощерений не реализовали. Да и женщинам приходилось работать в поте лица. Многие даже не уходили домой, чтобы не тратить время и силы на дорогу. При этом, работники этого производства получали усиленный паёк, что в те годы было редкостью. Некоторые правда умудрялись урвать свою порцию удовольствий в перерывах между работой, на самом рабочем месте. Но о проституции в классическом виде, речи не шло. Хотя и тогда случаи бывали разные…

Десятилетие после Великой Октябрьской Социалистической Революции было довольно смутным временем и несколько раз вспыхивали контрреволюционные мятежи. В здании штаба Семиреченского Казачьего войска появилась гостиница. Некоторое время там был Дом Офицерского Собрания (ныне Музей Национальных Музыкальных Инструментов в Парке Панфиловцев). Основная часть проституток перенесла свою деятельность в Рощу Баума. Не более дюжины девиц ушли работать в гостиницу. Цена в то время составляла 3 рубля. До марта 1921 года жриц любви можно было также найти в Парке Горького возле лодочной станции. Опознавательными знаками проституток оставлись сумки Лысовского кожевенного завода, сумки зачастую переходили от одной владелице к другой. К тому моменту, завод Лысова выпустил уже более полусотни сумок. Кожевенное производство купца Лысова было закрыто в марте 1920 года, заводом уже руководило четвёртое поколение хозяев. Лысовы, будучи капиталистами, оставались простыми людьми – по рассказам очевидцев, они выплачивали пособия своим заболевшим работникам и помогали семьям умерших рабочих, трудившихся на их предприятии. Не смотря на то, что в период революции закрылась амбулатория в которой проститутки проходили мед. Осмотр, врач-венеролог (их в то время называли: "врач-общественник") Георгий Кузнецовский проводил приём и осмотр в своём доме. Благодаря Кузнецовскому, по совместительству выполняющему функции санитарного врача города, предотвращено несколько случаев эпидемий, оспы, тифа, сибирской язвы и других инфекций. Конец 20-х годов был характерен, тем что проституток вернувшихся в Рощу Баума, стали подозревать в прикрытии заговорщиков контрреволюционного мятежа, но это выглядело абсурдным. Хотя в первой четверти 20-х годов, в Верном раз пять пытались устроить контрреволюционный мятеж. Установление Советской Власти в городе произошло только в начале марта 1918 года. Революционные волнения в Семиречье (Алматинская область) были инициированы комиссарами прислаными сюда из северных и западных частей Казахстана. На момент Октябрьской Революции в городе не было революционных настроений, из чего следует, что социальная обстановка в Верном была благополучной. И народ не был заинтересован в революционных изменениях общества. Собравшийся народ на общие гуляния 1 мая 1916 года в Городском Саду, не оказал должного внимания большевикам устроившим митинг перед Вознесенским Кафедральным Собором. Только через два месяца, с пятой попытки, удалось получить первые "искры революции". После 1926 года, клиентуру проституток и самих девушек стали постепенно выживать из Рощи, опасаясь новых заговоров против новой власти. Цена на услуги колебалась от 3 до 15 рублей в связи с вынужденными перебоями работы, из-за вспыхивавших контрреволюционных мятежей

В начале 30-х годов ХХ века, в здании медицинского колледжа (Кабанбай Батыра (Калинина)-Мауленова (Интернациональная)) была гостиница "Звезда", а неофициально был бордель. Как мне рассказывали старожилы, цена была там 3 рубля, при средней зарплате 50 рублей. Работало там семь девиц лёгкого поведения. И это под носом у чекистов, которые уже тогда имели свой штаб на Дзержинского-Калинина (Наурызбай Батыра-Кабанбай Батыра).

До постройки клуба Железнодорожников на месте кинотеатра "Целинный" в 30-50-х годах стояло деревянное здание "Дома Колхозников", спроектированное А. П. Зенковым, на сколько мне известно, сгоревшее при пожаре. Дом Колхозников, это была дешёвая гостиница для приезжих из области трудящихся и колхозников привозивших урожай на продажу и прибывающих с деловым визитом в столицу Казахстана. Неформально, тут также был бордель, в 30-х годах там работало 7 фей, в 40-х годах работало 5 жриц любви и расцвет пришёлся на 50-е годы, когда там работало примерно 20-40 проституток. Что примечательно, с конца 10-х по середину 80-х средняя такса за поход к проститутке составляла 3 рубля при колебании от минимальной до средней, и это при том что по подсчётам экономистов, обесценивание денежной единицы за этот же период произошёл в 80 раз (!).

2020 год, 24 Марта, 18:02

Кровавая мельница репрессий 30-х годов вызывала ужас у всего населения, заставляя народ враждебно относиться друг к другу. В 30-е годы ХХ века в Москве и Ленинграде около 85 % проституток прошли через ад психиатрических клиник. Женщин насильно закрывали в такие учреждения на год, а некоторых и на три года, и различными методами ломали психику. В результате этого, спустя десятилетие, проституток стали называть "дурочками". Власть ломала людей из боязни возникновения новой революции. Людям обещали коммунизм – всеобщее равенство. При такой позиции власть превращалась в ничто. А идеология коммунизма позволяла в слепую использовать народ для свержения существующего политического строя, что и применяли вожди революции при захвате власти. К счастью, в Казахстане подобного явления не было, и это был относительно безопасный "остров спасения" для приезжих проституток. Но далеко не все об этом знали, и не все хотели и могли сюда приехать. К тому же голод 30-х годов заставлял женщин заниматься проституцией в очень опасных условиях. Безусловно, произошедшая революция послужила подъёму общей культуры населения, что было одной из положительных сторон данного исторического события. Одним из примеров подобного проявления стало появление Оперного Театра в Алма-ате. Уже в 30-х годах прошлого века, вблизи этого театра также находилось место обитания проституток. По сути дела, это было первое появление Брода описанного ранее. На улице Байсеитовой с западной стены Театра было кафе "Театральное", которое было местом встреч проституток и лиц мужского пола желавших купить удовольствия близкого общения. Кафе работало в 30-е годы, далее его снесли и вновь открыли в начале 50-х гг. Это кафе сгорело в 1961 году (во всяком случае, старожилы мне называли дату 20 октября 1961 г.). В 30-х годах цены на девушек приходивших к данному очагу культуры составляли 3 рубля. Там работали порядка 20 девушек.

Начиная с 40-х годов у Дома Колхозников был конкурент. Также имевший статус неформального борделя. Это была гостиница "Советская" и располагалась она на улице Комсомольская (ныне ул. ТолеБи между улицами Панфилова и Назарбаева(Фурманова)). Сейчас в этом здании находится офис компании Билайн. Поскольку здание гостинцы находилось вблизи дома Правительства (Толе Би-Байсеитовой) (сейчас там Казахстанско-Британский Университет), то в самой гостинице были выше цены и составляли 5 рублей. Более высокая цена была обусловлена более высоким статусом посетителей. Странным выглядит и тот факт, что у милиции был негласный указ не трогать жриц любви данного заведения. При этом, все проститутки отчитывались о всей информации получаемой на работе. То есть, занимались доносительством. Идея использования проституток в качестве шпионов не нова, и по крайней мере, с XIV века уже была реализована иезуитами служившими Папе Римскому, которые выполняли функции силовой спец. Службы. В 1376 году Папа Римский Григорий ХI, впервые использовал тайну исповеди проститутки в борьбе с еретиками. А 13 октября (по старому стилю) 1536 года, вышел указ Игнатия Лойолы не допускать проституток до богослужений, и спустя неделю 20 октября был издан указ об обязательной исповеди блудных женщин и использования сведений от них полученных на благо Святого Престола. То есть проститутки шпионили, но к Церкви не допускались.

Сороковые годы прошлого столетия, были как известно, одной самых тяжёлых эпох. Половина этой эпохи была охвачена войной. Примерно 80 % проституток в военные годы работало на Алматинской Табачной Фабрике (позже стала Комбинатом). В те времена он находился в районе Макатаева (Пастера)-Калдаякова (8 марта). Сейчас там находится полиграфический комбинат. А табачный комбинат перенесли по Макатаева до улицы Муратбаева. Прием клиентов осуществлялся, главным образом, по месту проживания тружениц. Стоимость посещения составляла 3-5 рублей. Небольшая часть проституток попала в Алматы при эвакуации. Остальной контингент женщин, торговавших телом, работал на других заводах. Из рассказов старожилов также мне известно, что порядка 7 женщин работали на железной дороге и параллельно принимали клиентов в нерабочее время в служебных помещениях на станции Алматы 2. Это были работницы паровозных мастерских. В те же годы, улица Сейфуллина связвавшая оба вокзала в те годы, была одной из городских окраин, жительницы которой занимались проституцией, принимая у себя дома.

2020 год, 24 Марта, 18:03

В 40-е годы XX века в парке Панфиловцев будет находится баня, на том месте где сейчас стоит ресторан. До середины 50-х гг. Это тоже было место, где можно было найти проституток. Старожилы звали их "трёшницами", что указывало на их цену.

С 50-х годов прошлого века, в Алматы начался расцвет искусства, причём искусство имеется в виду, во всех его проявлениях. Консерватория была одним из его очагов. Располагалась она тогда, в том же месте, что и сейчас – на проспекте Абылай Хана. А вот общежитие Консерватории располагалось в здании Союза Писателей. Ещё, у этого здания была пристройка, и до 1965 года стояла она на месте здания магазина "Детский Мир" (Балалар Әлемi). Здание магазина (на сколько помню) было построено в 1967 году. Лет десять назад, с северной стороны колонны, стоящей перед входом в здание, висела мемориальная доска с информацией о дате постройки. При очередном обновлении здания, этой доски теперь не видно. Так вот, до постройки магазина, в пристройке общежития Концерватории, её студентки принимали у себя клиентов в жилых комнатах этого общежития. По рассказам очевидцев, клиенты лазили к девушкам через окна первого этажа. Цена была стандартной – 3 рубля. Некоторые клиенты умудрялись проникать в общежитие под видом родственников студентов. Обычно, так называемые "родственники" брали с собой дополнительный реквизит. Чаще всего, это были наглухо застёгнутые большие чемоданы, но бывали и сумки набитые различным барахлом. По замыслу посетителей они указывали на то, что его обладатель приехал из отдалённых районов Республики к своей родственнице студентке Консерватории. Однажды, у одного из таких посетителей вышел "прокол". Он забыл свой пустой чемодан в коридоре общежития, после ссоры с другим клиентом (естественно, не поделили девушку). На его беду, уборщица мывшая пол в коридоре – по своей профессиональной надобности решила передвинуть чемодан в другое место. С целью протереть пол под чемоданом. Обнаружив пустоту заполнявшую чемодан, стражница частоты заподозрила неладное и под угрозой скандала с комендантом общежития стала вымогать продукты, которые находились в сумке клиента. Эту сумку он взял с собой в комнату. Пришлось незадачливому покупателю ласк приобретать бонусом молчание уборщицы, за кучу купленных продуктов. Продукты в те времена купить было затруднительно, так как Война на несколько десятилетий нанесла урон промышленности, и пищевой также как и всем остальным её видам. Одного скандала избежать удалось ценой оставленных продуктов. Но скандал всё-таки имел место, уже в доме ущербного ходока. Супруга, отпустившая его за продуктами, так и не получила заказ провизии. Не сработали отговорки на то, что из-за дефицита продуктов не удалось их купить. Так как зашедшая соседка видела отоварившегося соседа в магазине, и к тому же чемоданом.

Но не только общежитие Консерватории было местом продажной любви в те годы. Уличная проституция в 50-х годах прошлого века была сосредоточена на улице Панфилова, между проспектом Толе Би и улицей Кабанбай Батыра. Основной центр сосредоточения находился в сквере на Панфилова и Богенбай Батыра, в кафе "Ак-Ку" и возле него. В те времена, в том месте работала Анна Торгова (имя изменено), благодаря ей, среди продавщиц своего тела был абсолютный порядок, тесные доверительные отношения со стражами порядка и поток удовлетворённых клиентов. У некоторых единиц такса не превышала 5 рублей. Тогда как основная цена оставалась на уровне 3 рублей, с учётом предоставления дефицитного в те годы жилья.

В 60-х годах прошлого века, в одной половине здания были рабочие помещения Геофизической обсерватории (по Сейфуллина, выше Абая, возле здания института Мониторинга Окружающей Среды и Климата), а в другой части здания находились жилые помещения. Там жили девушки астрономы и метеорологи, которые также подрабатывали проституцией за 3 рубля. Мне посчастливилось узнать это из первых уст. На мой вопрос: "Где находили клиентов? ", я тут же получил ответ: "Ходили на Брод". Название "Брод", от подражания имени нью-йоркской улице Broadway, отражал род занятий "золотой молодежи" того времени. Бродом назывался участок улицы Калинина (Кабанбай Батыра) от проспекта Мира (Желтоксан) до улицы Фурманова (Назарбаева). Про Брод я слышал даже от своих родителей. Пойти на Брод, тогда означало, пойти прогуливаться. В те годы была мода на очень узкие мужские брюки, на столько узкие, что приходилось намыливать ноги перед тем как начинать их натягивать. Без мыла эти брюки надеть было почти не возможно. На мой взгляд, весьма дурная мода, и глупо было ей следовать. Однажды, друг моего отца рассказал мне по секрету: Познакомился на Броде с дамочкой и пошёл к ней в гости. После окончания близких отношений, возникла анекдотически-классическая ситуация: раздался звонок в дверь. Это пришел муж дамочки с работы. Друг отца не смог натянуть свои узкие брюки, схватил их подмышку, и вылез в трусах в окно. Прячась в кустах и за сараями (благо они тогда существовали), ему пришлось дожидаться ночи и идти в трусах, держа в руках брюки которые без мыла не хотели натягиваться. О том какой скандал с родными ему потом пришлось пережить, мне рассказывали все старожилы во дворе моей бабушки. Шум нецензурной брани во всех мыслимых и немыслимых падежах, родах и склонениях разносился кругами по всему району.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять посты.
ВойтиРегистрация